«Где-то есть город, в
котором тепло…»
Зам.
директора школы Сенина Ирина Юрьевна.
Когда в сентябре 2004 года Галине Михайловне неожиданно предложили стать
директором школы, она поставила условие: или делаем всё хорошо, или не делам
вообще. Но не делать было уже нельзя. Начальник управления образования Н.Г.
Панфилов на первых порах оказал очень большую поддержку, и дело пошло, да так,
что сейчас не остановишь. Шаманиной приходиться быть во всех лицах: и швец, и
жнец, и на дуде игрец. Остальное делают надёжные заместители. И очень
поддерживает коллектив.
Заместителем по учебно-воспитательной работе в школе № 4 трудиться Ирина
Юрьевна Сенина (на снимке). Когда-то сама здесь училась, так что в
городке знает всех, и это помогает в работе. У неё тоже во всём такая
установка: постараться сделать ещё лучше. «Да, я жёсткая», - признаёт Ирина
Юрьевна. И тут же восхищается родителями: «Я им очень благодарна. Везёт мне на
родителей! Они у нас такие читающие, такие спортивные, поющие…»
Только не думайте, что здесь какие-то особенные родители или дети. Хотя
под руководством Сениной они становятся именно такими и получают от этого
удовольствие. Иначе не стали бы приходить в школу с пирогами и тортами своего
приготовления, не подбирали бы репертуар для школьного театра, не писали бы
отзывы родительской общественности о нетрадиционных формах работы с семьёй, не
участвовали бы так активно во всех классных и школьных мероприятиях.
У Сениной разработана своя формула успеха, которую она активно и успешно
воплощает в жизнь: «педагог – ребята – родители». Успеха не для себя, а для детей,
чтобы шло их саморазвитие, самоопределение, чтобы могли хорошо адаптироваться в
жизни. Под руководством педагогов и в союзе с родителями. Свидетельство их
успехов – толстая папка с дипломами, грамотами за призовые места в самых
разнообразных конкурсах районного, областного и общероссийского уровня и даже
международного.
Вот пришёл диплом Федерального агентства по образованию ученице 8 класса
Ксении Спировой в номинации «рассказы, эссе, очерки» во всероссийском
творческом конкурсе, посвящённом истории государственной символики России
«Овеянные славой флаг наш и герб». Вот благодарность из центра «Поиск» из
Аргуна. Вот дипломы за участие в международном конкурсе «Голос ребёнка»,
который проходил под патронатом Президента и Северо-Западного федерального округа.
Недавно пришли буклеты из Всемирного фонда защиты животных – ученики школы
участвовали в конкурсе «Год защиты животных», посвящённый охране тюленей.
Казалось бы, какие в Няндоме тюлени? Но тут пришло письмо от выпускника,
который служит на Ямале. Пишет о жестоком обращении с бельками. Обещал и
видеофильм прислать. Оказывается, Архангельская область – единственное место,
где занимаются уничтожением детёнышей тюленей…
Программа развития в школе нацелена
на решение серьёзных задач: воспитание высокой гражданской
ответственности, социально активной личности, способной к творчеству и
саморазвитию, физически и психологически здоровой. И.Ю. Сениной удалось найти
для их воплощения очень удачную форму – это школьный театр. Раз в воспитании
красной нитью проходит тема семьи и Родины, репертуар для постановок подбирают
соответствующий. Сценарий находят родители, они же на репетициях активно вносят
свои поправки, уточнения. Уже ставили и «Барышню-крестьянку», «А зори здесь
тихие», «Им было 18», «А вам и не снилось» и другие спектакли. Прежде чем
играть – читают, пропускают всё через себя. Реквизит, вплоть до какой-нибудь
старой гимнастёрки или корзинки, подбирают заранее, тоже сообща.
На репетиции ребята собираются заранее. Приходит кто с рюкзаком, кто со
своей музыкой, кто-то садится объяснять друг другу физику, кто-то тихонько
играет на гитаре. Засиживаются до позднего вечера. А выпускники и домой к Ирине
Юрьевне могут прийти и проговорить всю ночь напролёт – обо всём, что волнует.
Для неё это счастье.
Вообще-то у И.Ю. Сениной есть и своё классное руководство. Прошлый
выпуск сейчас перешёл в 6-ю школу, и учителя ребятами очень довольны. Проблем с
подростками у неё не было. Сейчас взяла 5-й класс и даже собирается отказаться
от работы завуча. Тогда уж точно её воспитанники станут лучшими не только в
школе. Её правило – чётко планировать работу и при этом не повторяться в
подборе акций и мероприятий, быть всегда в поиске. Оказывается, и такое
возможно. К примеру, только ученика 4-й удалось принять участие в акции
«Георгиевская ленточка» ко Дню Победы.
И дети здесь неповторимые. Сами с усами: 9 министров работает в школе, в
комитете по самоуправлению. Это тоже становится их образом жизни – принимать и
выполнять решения. Не то чтобы Сенина много позволяет ребятам, но доверяет. И
спрашивает со взрослых – родителей и учителей. Результат – уровень
воспитанности учащихся выше среднеобластного. Но на это уходят не дни, а годы…
Разве ж это не замечательно, что у нас есть такие школы и такие
педагоги. Главное – заметить их и перенимать опыт, который лучшие учителя
всегда с удовольствием делятся.